Финансовая грамотность населения


  • ЧТО НАДО ЗНАТЬ О МОРАТОРИИ И К ЧЕМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ?

«Сегодня, пожалуй, только самый ленивый человек не интересуется судьбой банков: многие сами оказались заложниками этой ситуации - кто-то в качестве вкладчика, а кто-то в качестве кредитора, открыв когда-то в банке расчетный счет», - рассуждает ассистент кафедры банковского дела Института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский Федеральный университет) Резеда Шигапова в материале, подготовленном специально для Business16. Подробнее


  • КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ВЫБРАТЬ БАНК ДЛЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ?

Ассистент кафедры банковского дела Института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский Федеральный университет) Резеда Шигапова подняла актуальную сегодня тему и осветила ее в специально подготовленном для Business16 материале. Подробнее


  • Погашение кредита перед банком с отозванной лицензией: как правильно оформить платежку

Банк России разъяснил, как правильно оформить платежный документ для погашения кредита перед банком, у которого была отозвана лицензия. Разъяснение поможет заемщикам обеспечить своевременное погашение задолженности перед такой кредитной организацией, что, в свою очередь, будет способствовать стабильному наполнению конкурсной массы. Соответствующее информационное письмо опубликовано на сайте регулятора, а также в «Вестнике Банка России» от 08.02.2017 № 15. Подробнее


  • Пенсионеров и бюджетников начнут переводить на карту "Мир" с 1 июля

С 1 июля 2017 года новые зарплатные клиенты банков, работающие в бюджетной сфере, будут в обязательном порядке получать карты платежной системы "Мир". Перевод бюджетников на карту "Мир" будет завершен в течение года - к 1 июля 2018 года. Подробнее


  • В Отделении-Национальном банке Республика Татарстан прошло награждение школьников-участников конкурса

20 февраля 2016 года в Отделении-Национальном банке Республика Татарстан прошла церемония награждения проживающих в Казани и Зеленодольске победителей и призеров конкурса «Финансовая грамотность населения», состоявшегося в ноябре 2015 года – январе 2016 года. Подробнее


  • Минфин РФ начнет обучение финансовой грамотности учащихся школ с 1 сентября

15 февраля 2016 года на пресс-конференции Минфина России, Банка России и Министерства образования и науки заместитель Министра финансов Сергей Сторчак сообщил: «Минфин создал впервые в России линейку учебных пособий с 1-го по 11-й классы, в которые входят материалы для учеников, методические рекомендации для учителей, а также пособия для родителей, что является уникальной особенностью этих материалов. На их основе с 1-го сентября этого года школы России могут включить в свой план уроки, посвященные финансовой грамотности». Сергей Сторчак также подчеркнул важность вовлечения семьи в финансовое образование детей: социологические исследования убедительно показывают, что финансовая грамотность детей и подростков, которые осведомлены, а еще лучше вовлечены в составление семейного бюджета, на порядок выше, чем у их сверстников. "Умение планировать свой бюджет серьезно влияет на потребительское поведение и финансовое благополучие", - сказал он на пресс-конференции.

Все материалы прошли успешную апробацию в пилотных регионах Проекта Минфина, в которой приняли участие около 5000 учащихся, включая воспитанников детских домов, и 200 педагогов, а также 3000 родителей. К сентябрю 2016 года в регионы направят доработанные комплекты, чтобы школы могли ввести их в свои учебные планы на регулярной основе в рамках внеурочных часов обязательной образовательной программы. Школы могут решить этот вопрос самостоятельно.

Чтобы помочь педагогам Минфин также приступил к созданию федерального методического центра, а также региональных центров, которые в ближайшее время приступят к подготовке методистов и повышению квалификации педагогов школ. Всего за 2016-17 годы планируется обучить около тринадцати тысяч учителей в российских регионах.

Целью Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам. Дополнительная информация о Проекте на сайте вашифинансы.рф.

Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://www.minfin.ru/ru/##ixzz40QWgaJoU


  • Жалоба как подарок

Банк России продолжает реализацию проекта «Жалоба как подарок»: защита потребителей финансовых услуг и финансовая грамотность населения остаются в числе приоритетов деятельности мегарегулятора. Подробнее


  • Оценка качества функционирования ценовых центров

Банк России намерен проводить мониторинг и оценку качества функционирования ценовых центров

Ценовые центры – организации, которые собирают и обрабатывают информацию о ценах на финансовые инструменты, в том числе низко- и неликвидные, определяют справедливую стоимость таких финансовых инструментов и предоставляют эту информацию участникам рынка. Она используется для налогообложения, учета, переоценки портфеля, оценки обеспечения и других целей, поэтому достоверность этой информации напрямую влияет на устойчивость функционирования финансовых рынков.

Чтобы снизить риски манипулирования ценами на финансовые инструменты и повысить прозрачность финансового рынка, Банк России планирует проводить мониторинг и оценивать работу ценовых центров.

Поначалу оценка будет осуществляться на добровольной основе: ценовые центры сами направят в Банк России соответствующие ходатайства.

По мере накопления опыта и отработки системы подходов к оценке основные требования к ценовым центрам планируется закрепить законодательно.

В основу оценки лягут анализ внутренних документов ценового центра и результаты независимой экспертизы методик определения справедливой стоимости финансовых инструментов.

Ценовые центры будут оцениваться по следующим критериям:

  • прозрачность организации в ценовом центре внутренних процессов в части сбора, обработки, хранения и предоставления информации пользователям;
  • наличие при ценовом центре постоянно действующего экспертного совета, выполняющего функции по подготовке технического задания для разработки методологии определения справедливой стоимости финансовых инструментов, подготовке предложений о внесении изменений в методологию определения справедливой стоимости финансовых инструментов, осуществлению взаимодействия с независимыми организациями по оценке методологии определения справедливой стоимости, осуществлению контроля за проводимой ценовым центром работой с претензиями и предложениями, поступающими от пользователей;
  • наличие положительного заключения об экспертизе методики определения справедливой стоимости финансовых инструментов, представленного независимой от ценового центра организацией и подписанного руководителем этой организации;
  • наличие в открытом доступе информации об условиях оказания ценовым центром услуг пользователям, о составе источников информации, о составе экспертного совета;
  • обеспечение непрерывности деятельности ценового центра;
  • доступность для Банка России, пользователей и иных заинтересованных лиц архивов ценового центра, содержащих информацию, относящуюся к определению справедливой стоимости финансовых инструментов.

Материал опубликован на сайте Банка России www.cbr.ru

25 ноября 2015 г


  • Банк России расскажет о наиболее важных экономических тенденциях

Департамент исследований и прогнозирования Банка России представляет первый выпуск бюллетеня «О чем говорят тренды». Авторы доклада планируют на регулярной основе публиковать результаты анализа наиболее актуальных тенденций в экономике и на финансовых рынках в России и мире.

Бюллетень базируется на анализе краткосрочной статистической информации и будет полезен для оперативного мониторинга состояния экономики. На основе выявленных трендов авторы доклада делают выводы о наиболее вероятной динамике макроэкономических показателей в краткосрочной перспективе.

Новое издание, предназначенное как для профессионального сообщества и СМИ, так и для более широкой аудитории, будет размещаться в подразделе «Серия докладов об экономических исследованиях» раздела «Информационно-аналитические материалы» на Web-сайте Банка России.

Выводы, содержащиеся в бюллетене «О чем говорят тренды», могут не совпадать с официальной позицией Банка России.

Материал опубликован на сайте Банка России www.cbr.ru

12 ноября 2015 г


  • Банк России разработал набор индикаторов финансовой доступности и провел их первый расчет

Банк России впервые рассчитал разработанные им индикаторы финансовой доступности, касающиеся предложения базовых финансовых услуг населению, а также малому и среднему бизнесу в соответствии с ранее принятым на уровне Банка России определением финансовой доступности.

Среди основных исследованных показателей – количество кредитных и микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, в том числе на 100 тысяч человек взрослого населения страны и на единицу площади в тысячу квадратных километров. Кроме того, подсчитано количество банкоматов, платежных терминалов, счетов, открытых физическим и юридическим лицам, а также всех видов платежных карт, находящихся на руках у населения. Особое внимание было уделено вкладам, сбережениям, кредитам и займам физических и юридических лиц в финансовых организациях. Отдельная часть работы посвящена платежным и страховым услугам для населения. Качество финансовых услуг было оценено, в том числе, по количеству жалоб потребителей на деятельность тех или иных финансовых организаций.

По данным Обзора финансовой доступности Международного валютного фонда (2013) Россия по ряду основных индикаторов развития банковской системы находилась в группе мировых лидеров, опережая, в том числе, часть стран «Большой cемерки» (G7) и БРИКС. Так, по количеству подразделений кредитных организаций на 100 тысяч человек взрослого населения Россия занимает 22 место из 177 опрошенных стран, уступая только Бразилии, Италии и, незначительно, Франции из стран «Большой cемерки» и БРИКС. Этому способствовало продвижение в нашей стране концепции облегченных (операционных) банковских офисов.

По некоторым платежным индикаторам Россия в последние годы демонстрирует опережающие темпы роста по сравнению с развитыми экономиками, находясь при этом впереди большинства стран БРИКС, например, по таким показателям, как количество банкоматов на 100 тысяч человек взрослого населения и тысячу квадратных километров. Таких результатов удалось достичь благодаря появлению законодательства о национальной платежной системе и об электронных деньгах, что способствовало быстрому развитию эквайринга* и электронных средств платежа. Распространению безналичных форм оплаты также способствовали зарплатные проекты банков.

Однако по некоторым индикаторам небанковского финансового сектора (в первую очередь, микрофинансирования и кредитной кооперации) Россия пока отстает от стран БРИКС, где микрофинансирование развивается уже более 20 лет. В России системное развитие данных рынков, ориентированное не только на объемы, но и на качество услуг, происходит лишь последние два года, после того, как полномочия по регулированию и развитию этих рынков были переданы в Банк России.

«Необходимо отметить, что население, а также малый и средний бизнес все еще часто привлекают денежные средства друг у друга, а не в регулируемых финансовых организациях, и таким образом, серьезно рискуя защитой своих прав, - комментирует начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Михаил Мамута. - Полагаем, что эта тенденция будет уменьшаться по мере дальнейшего развития прозрачных и регулируемых институтов финансирования».

До конца 2015 года Банк России также планирует протестировать и опубликовать на своем сайте индикаторы финансовой доступности, оценивающие спрос на финансовые услуги. Данные будут рассчитываться по результатам опросов населения, а также малого и среднего бизнеса.

Банк России намерен ежегодно измерять и публиковать значения индикаторов финансовой доступности, отражающих спрос и предложение. Расчеты будут использоваться как для совершенствования национальной политики по повышению финансовой доступности, так и для оперативного принятия решений в этой сфере.

При разработке индикаторов финансовой доступности учитывались рекомендации международных органов по установлению стандартов в финансовой сфере**.

* прием к оплате платежных карт
** – индикаторы Глобального партнерства за финансовую доступность «Группы двадцати» (GPFI G20),
– индикаторы Альянса за финансовую доступность (AFI), – база данных Всемирного банка о глобальном состоянии финансовой доступности «Global Findex» и приложение к докладу «Обзор международных платежных систем»,
– база данных Международного валютного фонда (IMF) и приложение к докладу «Обзор финансовой доступности» (Financial Access Survey) и др.

Материал опубликован на сайте Банка России www.cbr.ru

26 октября 2015 года


  • Уровень финансовой грамотности населения России будет измерен с использованием специально разработанной методики

Лучшие практики лягут Экспертный совет по финансовой грамотности при Банке России намерен разработать специальную методику измерения финансовой грамотности среди населения, чтобы выяснить, насколько эффективны действующие ныне программы финансового просвещения российских граждан. В настоящее время единой методики измерения уровня финграмотности в нашей стране нет.

Для разработки будет создана рабочая группа, которая займется сбором, анализом и обобщением разнообразных показателей и существующих методов, как российских, так и зарубежных. В группу войдут представители Банка России, Финпотребсоюза, экспертного сообщества, вузов и отдельных СМИ.

B основу новой методики измерения финансовой грамотности населения, учитывающей возрастные особенности, образовательный уровень, стадии экономического цикла и другие показатели социологического наблюдения. «Банк России уделяет значительное внимание повышению финансовой грамотности населения, ведь от ее уровня во многом зависит экономическое благополучие людей, социальная стабильность в обществе. Но объективно оценить, насколько эффективно работают программы финансовой грамотности, сложно, – считает руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков. – Индикаторы позволят понять, в какой «точке» мы находились при старте той или иной программы и какого прогресса удалось достичь, правильно ли подбираются различные методы работы для возрастных или социальных групп. Методика измерения уровня грамотности позволит внести в нашу работу коррективы, усовершенствовать и расширить ее инструментарий».

Предполагается, что новая методика будет готова в первом квартале 2016 года.

Еще одна рабочая группа, также созданная Экспертным советом по финансовой грамотности, займется разработкой стандартов и процедур экспертизы общественных инициатив в сфере финансового просвещения. Организациям, которые непосредственно занимаются финликбезом населения, предложат пройти добровольную аккредитацию и войти в специальный реестр. С одной стороны, это облегчит координацию работы данных организаций и позволит проводить работу по финансовому просвещению на всей территории страны, с другой – даст возможность самим организациям повысить уровень преподавания и получить своего рода знак качества.

В данную рабочую группу вошли представители Банка России, Министерства образования, Финпотребсоюза, НАФИ и общественных организаций.

Материал опубликован на сайте Банка России www.cbr.ru

21 октября 2015 года


  • Информация о деятельности мошенников в сфере финансовых рынков

О деятельности компаний, злоупотребляющих доверием потребителей финансовых услуг

Банк России в целях защиты прав и законных интересов граждан предупреждает о деятельности организаций, предлагающих услуги по инвестированию средств в «финансовые проекты» на принципах сетевого маркетинга или финансовых пирамид.

В настоящее время активизировалась агрессивная реклама Интернет-сайтов, на которых населению предлагают услуги по участию в таких проектах. Предполагается, что доход участников проекта формируется за счет денежных средств вновь привлекаемых участников.

Примером такой деятельности являются Интернет-сайты «финансовых проектов», в том числе работающих под наименованием «МММ».

Кроме того, в Банк России продолжают поступать обращения о деятельности компаний, предлагающих услуги по погашению задолженности граждан перед банками и микрофинансовыми организациями, в частности, так называемую услугу «Раздолжнитель».

Банк России обращает внимание, что организации, предлагающие подобные услуги, и компании, привлекающие средства в «финансовые проекты» на принципах сетевого маркетинга, в том числе их правопреемники, могут вводить в заблуждение потребителей финансовых услуг, а также рекомендует гражданам проявлять осмотрительность и воздержаться от заключения с ними договоров.

Материал опубликован на сайте Банка России www.cbr.ru

10 февраля 2015 года


Нужно не верить и стоит проверить.

Согласно сведениям, размещенным на сайте Банка России, регулятор принял решение обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о Некоммерческом партнерстве кредитных потребительских кооперативов «Поволжье», зарегистрированном в Казани по улице Шуртыгина, д.3, из государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Дело экстраординарное. Не так много у нас зарегистрированных, официально признанных СРО финансовых организаций. Банковская Ассоциация Татарстана не могла пройти мимо этого факта.

Подробнее...


Банк России предупреждает о деятельности компаний, оказывающих услуги на внебиржевом рынке Форекс

Банк России в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг предупреждает о случаях недобросовестного поведения организаций, предлагающих услуги на внебиржевом рынке Форекс.

В частности, некоторые из данных организаций в своих рекламных продуктах, информации, размещенной на сайте в сети Интернет, указывают, что деятельность этих компаний как форекс-дилеров находится под надзором Банка России.

В связи с этим отмечаем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательное регулирование внебиржевого рынка Форекс, а деятельность форекс-дилеров не лицензируется. Банк России не проводит мероприятия по контролю и надзору за такими компаниями, а также за организациями, позиционирующими себя саморегулируемыми на данном рынке.

Информация о наличии контроля со стороны Банка России за подобными компаниями и организациями является недостоверной и вводит в заблуждение потребителей финансовых услуг.

Банк России рекомендует гражданам проявлять осмотрительность при принятии решения о заключении договоров с компаниями, оказывающими услуги на внебиржевом рынке Форекс.

(Информацию опубликована Пресс-центр Банка России на официальном сайте www.cbr.ru)


Банк России предупреждает о деятельности «финансовых агентов», предлагающих услуги рефинансирования или софинансирования кредиторской задолженности

Банк России в целях защиты прав и законных интересов заемщиков предупреждает о деятельности так называемых «финансовых агентов», предлагающих услуги рефинансирования и/или софинансирования задолженности перед банками и микрофинансовыми организациями (МФО) и имеющих признаки «финансовой пирамиды».

Банк России обращает внимание, что указанные организации вводят в заблуждение потребителей финансовых услуг, а их деятельность ведет к нарушению прав граждан. Подобные «финансовые агенты» утверждают, что организуют разные инвестиционные проекты, приносящие достаточный для погашения кредита доход. Заключая договор, они обязуются погасить задолженность физического лица по кредиту перед банком или МФО. Взамен клиент передает агенту деньги в объеме 20-35% от общей суммы долга. Эти средства проходят в договоре как плата за услуги агента.

После этого «финансовый агент», как правило, производит несколько платежей в счет погашения долга для демонстрации «добросовестного» выполнения своих обязательств и привлечения новых клиентов. Впоследствии он перестает выполнять свои обязательства, а обратившиеся к его услугам заемщики остаются с непогашенной задолженностью. В подобных случаях вернуть «плату за услуги агента» граждане могут исключительно через суд, а с учетом того, что «финансовые агенты» не находятся под надзором госорганов и легко самоликвидируются, перспектива судебного взыскания с них средств представляется сомнительной.

В свою очередь, нарушение сроков возврата задолженности, которую, по представлению заемщика, должен был гасить «финансовый агент», дает право банку или МФО досрочно истребовать с заемщика сумму оставшегося долга.

В связи с изложенным Банк России рекомендует гражданам проявлять осмотрительность и воздерживаться от заключения договоров с организациями, предоставляющими «услуги рефинансирования, софинансирования» долгов по кредитам (займам) и подобного рода услуги.

(Информацию опубликована Пресс-центр Банка России на официальном сайте www.cbr.ru)